Основной нормативной правовой базой, на которой основана добровольческая деятельность и деятельность организаций, привлекающих труд добровольцев, поддерживающих добровольческие инициативы в Российской Федерации, являются следующие документы:
1. Документы Российской Федерации:
· Конституция Российской Федерации;
· Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
· Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
· Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
· Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
· Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
· Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);
· Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;
· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662;
· Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р, а также, законы РФ, принятые в ходе реализации плана мероприятий этой Концепции и соответствующие им законы субъектов Российской Федерации.
2. Международные акты:
· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
· Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
· Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий – International Association for Volunteer Effort (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев).
· Резолюция A/RES/56/38 «Рекомендации о поддержке добровольчества», принятая Организацией Объединенных Наций 10.01.2002 года.
С подборкой основных правовых актов в сфере добровольчества можно познакомиться на портале специалистов в области добровольчества «Вектор добровольчества в России» в разделе «Правовые основы добровольческой деятельности» библиотечных ресурсов
С 2008 года в ряде субъектов федерации органами власти принимаются концепции, ориентированные на поддержку и развитие добровольчества. Начало этому процессу и детально проработанные правовые основания, в т.ч. для развития терминологической базы, предложил город Санкт-Петербург (см. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг., п. 2. «Основные понятия, используемые в Концепции»[1].
Понятие «добровольцы» определяется статьей 5 «Участники благотворительной деятельности» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ:
«добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
Из этого следует, что закрепленное российским правом понятие «добровольцы» («доброволец») определяет область специфического вида деятельности физических лиц, а именно - благотворительную деятельность.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества,
в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки[2].
Статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ определены цели благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность, в т.ч. добровольческая деятельность, осуществляется в целях:
· социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
· подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
· оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
· содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
· содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
· содействия защите материнства, детства и отцовства;
· содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
· содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
· содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
· охраны окружающей среды и защиты животных;
· охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
· подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
· содействия добровольческой деятельности;
· участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
· содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
· поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
· содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
· содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Вместе с этим, Закон определяет, что:
· направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются;
· проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.
В практике организации добровольческой деятельности вместо понятия «доброволец», и производных от него, часто, в качестве равноценного, употребляется понятие «волонтер». Такая замена понятий особенно часто проявляется в сфере молодежной политики. С позиции действующего в Российской Федерации права эти понятия не могут рассматриваться в качестве синонимов и быть взаимозаменяемыми, поскольку определяются различными правовыми актами и должны применяться для достижения различных целей.
Понятие «волонтеры» определено пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: «Для целей настоящего Федерального закона под волонтёрами понимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, заключившие с Оргкомитетом «Сочи 2014» гражданско-правовой договор об участии в организации и (или) проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр путем применения своего опыта, знаний, умений и навыков в целях осуществления мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр без предоставления указанным гражданам денежного возмещения за осуществляемую ими деятельность (далее – волонтёры)». В то время, как «добровольцы» могут действовать исключительно в целях благотворительной деятельности.
Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определяются одноименной статьей 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ.
Доброволец может осуществлять благотворительную деятельность, как от своего имени, так и участвуя в благотворительной деятельности юридического лица. В каждом из этих случаев условия деятельности добровольца могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, либо между добровольцем и благополучателем, либо между добровольцем и юридическим лицом. Предметом таких договоров должно быть:
· в случае заключения договора с благополучателем – безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя;
· в случае заключения договора с юридическим лицом – безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
Эти договоры могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
В этих случаях гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме, а налог на доходы физических лиц не удерживается[3].
Особо, Федеральным законом РФ от 03 июня 2011 № 117-ФЗ, регулируются страховые взносы для волонтеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимписких зимних игр 2014 года в городе Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани.
[1] Одобрена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. № 45-п.
[2] См. ст. 1 «Благотворительная деятельность» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
[3] Подробнее о гражданско-правовых договорах см.: И.Александров «Трудовой и гражданско-трудовой договоры: найди десять отличий», Ежемесячный журнал «Новая бухгалтерия», № 4, 2008 г.; Н.И.Плахова «Юридические аспекты оформления отношений с работниками НКО», Источник: Юристы за гражданское общество, 27.04.2008 г. - http://www.lawcs.ru/; Гамольский П.Ю. «Некоммерческие организации: образцы документов (договоры, протоколы, положения, акты и другие), глава 8 «Формы организации труда и учет расчетов по его оплате», Издательство «Книга и Бизнес», 2012